ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - О центре

О ЦЕНТРЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Положения Центра инклюзивного образования

1. Общие положения

1.2. Центр инклюзивного образования (далее - Центр) является структурным подразделением Южного           федерального университета (далее - ЮФУ), создан приказом ректора ЮФУ.

 

1.3. Полное наименование структурного подразделения - Центр инклюзивного образования Южного федерального университета.

1.4. Центр в своей деятельности руководствуется нормативно- правовыми и программно-методическими документами в сфере образования Российской Федерации и Ростовской области, Уставом ЮФУ и настоящим Положением.

1.5. Деятельность Центра курирует проректор по академической и молодежной политике.

1.6. Центр имеет в своей структуре Научно-образовательный центр «Педагогические технологии. Тьюторство», включающий в себя научно- методический, диагностико-аналитический, учебный отделы.

С учетом необходимости в Центре могут быть реорганизованы имеющиеся подразделения или созданы другие. Решение об изменении структуры Центра принимает ректор Южного федерального университета по представлению директора Центра.

1.7. Работники Центра и обучающиеся в Центре подчиняются правилам внутреннего распорядка ЮФУ.

2. Содержание и основные направления деятельности центра

2.1. Целями создания Центра являются:

2.1.1. Координация усилий по развитию инклюзивного образования в Южном федеральном университете и Южном федеральном округе, формирование и развитие системы инклюзивного образования, психолого- педагогической и медико-социальной поддержке и сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

2.1.2. Внедрение результатов научно-методических разработок в области инклюзивного образования в инновационные образовательные программы Южного федерального университета и подготовка на этой базе высококвалифицированных сотрудников высшей квалификации готовых к сопровождению индивидуальной образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2.1.3. Развитие и распространение практики инклюзивного образования учащихся общеобразовательных школ, студентов НПО, СПО и ВУЗов в открытом образовательном пространстве Южного федерального округа через формирование и развитие сети площадок, реализующих инклюзивные практики.

2.1.4. Обучение детей и студентов с ограниченными возможностями здоровья;

2.1.5. Создание и развитие единой ресурсно-методологической базы инклюзивного образования, совершенствование подготовки и переподготовки практико-ориентированных специалистов для участия в реализации и внедрении инклюзивного образования;

2.1.6. Консолидация усилий научной и педагогической общественности региона в деле выявления и распространения передового опыта внедрения инклюзивного образования.

  2. 2. Задачи центра:

 2.2.1. научно-методическое обеспечение условий для формирования и развития инклюзивного                         образования;

 2.2.2. разработка технологий мониторинга развития инклюзивного образования в образовательных                 организациях;

 2.2.3. разработка методологии и практико-ориентированных технологий психолого-педагогического и         медико-социального сопровождения субъектов инклюзивного образования;

2.2.4. разработка учебных программ для системы инклюзивного образования, повышения квалификации педагогических кадров и специалистов, реализующих инклюзивную практику;

2.2.5. научно-методическая поддержка ресурсных центров и образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование;

2.2.6. изучение, обобщение, распространение и внедрение опыта инклюзивного образования в Южном федеральном округе и страны;

2.2.7. распространение методических и технологических продуктов центра на территории региона и стимулирование заинтересованности преподавательской общественности в профессиональной инновационной деятельности;

2.2.8. организация совместной деятельности с российскими и зарубежными образовательными центрами и организациями по проведению совместных научных исследований, научно-практических конференций, разработке учебно-методических материалов для распространения инклюзивного образования;

2.2.9. создание ресурсной базы, обеспечивающей все подразделения ЮФУ фондовыми информационными услугами через сеть Интернет, сайтов для консультирования учащихся, студентов, педагогов и родителей, а также подготовка монографий, учебников, учебно-методических пособий и других видов печатной продукции;

2.2.10. реализация системного образовательно-реабилитационного подхода к непрерывному инклюзивному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организации области.

2.3. Основные направления деятельности Центра:

2.3.1. осуществление инновационной деятельности с целью продвижения научных исследований и технологических разработок в области инклюзивного образования, социализация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

2.3.2. выработка предложений по развитию сети образовательных структур, участвующих в реализации эффективных инновационных образовательных технологий;

 2.3.3. научно-методическое (сопровождение субъектов системы инклюзивного образовательного);

 2.3.4. организационно-педагогическое (сопровождение, координация и объединение деятельности                образовательных организаций Ростовской области, реализующих инклюзивное образование);

2.3.5. образовательное (организация и проведение курсов повышения квалификации и профессиональной      переподготовки специалистов инклюзивного образования, оказание образовательных услуг для                      родителей      и педагогов по вопросам воспитания и социализации детей и подростков, с учетом их              индивидуальных особенностей развития и потребностей);

2.3.6. консультативное (консультирование педагогов и специалистов образовательных организаций,                практикующих инклюзивное образование);

2.3.7. издательское (разработка и подготовка печатной продукции по актуальным проблемам                          инклюзивного образования;

2.3.8.взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, государственными                        образовательными организациями начального, среднего и высшего образования, центрами                              дополнительного образования детей и подростков, общественными организациями, СМИ, бизнесом,               творческими союзами и иными организациями по вопросам воспитания и социализации детей и                       молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

2.3.9. организация и проведение конференций, проблемных, аналитических, обучающих, проектных              семинаров, тренингов по проблемам инклюзивного образования;

2.3.10. организация научно-исследовательской и аналитической деятельности, организация и                          использование дистанционных технологий в сфере инклюзивного образования, выявление склонностей и      интересов детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, условий для их самореализации      и стимулирования самостоятельной деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

2.3.11. расширение имеющихся научных связей с российскими и зарубежными научно-образовательными        центрами.

3. Структура и функции центра

3.1. Основные функции:

3.1.1. исследовательская функция направлена на изучение передового опыта методической работы и опыта внедрения инклюзивного образования, создание условий для разработки эффективных форм и методов образовательной деятельности;

3.1.2. интеграционно - управленческая функция направлена на систематизацию информационных ресурсов, актуализацию базы знаний и опыта профессорско-преподавательского состава ЮФУ по актуальным направлениям образовательного процесса;

3.1.3. образовательная функция направлена на содействие и совершенствование образовательных технологий, повышающих качество инклюзивного образования и методического сопровождения образовательной деятельности в системе инклюзивного образования (школьного, среднего и высшего образования, включая магистратуру, аспирантуру и докторантуру), а также организационно-методическую поддержку мероприятий Минобрнауки РФ, Ростовской области и Южного федерального университета. Проведению совместных научных исследований, научно- практических конференций, разработке учебно-методических материалов для распространения инклюзивного образования;

3.1.4. создание ресурсной базы, обеспечивающей все подразделения ЮФУ фондовыми информационными услугами через сеть Интернет, сайтов для консультирования учащихся, студентов, педагогов и родителей, а также подготовка монографий, учебников, учебно-методических пособий и других видов печатной продукции.

3.1.5. В области психолого-педагогической деятельности:

3.1.5.1. изучение индивидуального образовательного потенциала и возможностей студентов в соответствии с характером и структурой нарушения в процессе обучения;

3.1.5.2. помощь в адаптации и социализации студента с ограниченными возможностями здоровья;

3.1.5.3. развитие и коррекция личности студента;

3.1.6. в области организации медицинско-оздоровительной деятельности:

3.1.6.1. организация профилактических, медицинских и оздоровительных мероприятий направленных на здоровый образ жизни;

3.1.6.2. организация диагностики и коррекции физического состояния студентов и развитие их адаптационного потенциала.

3.1.7. В области технологической деятельности:

3.1.7.1. способствует организации учебного процесса для студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, на основе достижений педагогической науки, внедрения активных методов, технических средств обучения и современных информационных и специальных образовательных технологий;

3.1.7.2. подготовка и издание планов, программ и методических разработок в целях обеспечения адаптации, инклюзивного обучения и сопровождения учебы студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья;

3.1.7.3. внедрение специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.

3.1.8. В области социального сопровождения:

3.1.8.1. проведение комплексных мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся;

3.1.8.2. осуществление социального консультирования по правовым и социальным вопросам;

3.1.9. В области методической деятельности:

3.1.9.1. ведение фундаментальных и прикладных исследовательских работ по проблемам доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их апробация и практическая реализация с учетом актуальных направлений модернизации российского образования;

3.1.9.2. разработка и реализация дистанционных оп-Ппе и ой"- Ппе технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

3.1.9.3. разработка и реализация реабилитационных технологий, реализуемых через учебно-познавательную, культурно-творческую, досугово-коммуникативную, спортивно-рекреативную, психолого- педагогическую деятельность;

3.1.9.4. участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в области инклюзивного образования: персонала, преподавательского состава и т.д.

3.1.10. В области информационно-просветительской и координационной деятельности:

3.1.10.1. сотрудничество по вопросам профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с органами государственной власти и управления, а также общественными объединениями;

3.1.10.2. участие в формировании сети свободного информационного обмена в сфере расширения доступности образования для инвалидов и лиц ограниченными возможностями                             здоровья. Проведение открытых мероприятий, в том числе конференций и семинаров, публикация изданий методического, информационного характера;

3.1.10.3. сотрудничество со средствами массовой информации с целью формирования общественного мнения по проблемам образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и интеграции в общество;

3.1.10.4. создание и поддержка баз данных и специальных информационных сайтов в глобальной сети Интернет по вопросам обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья;

3.1.10.5. обмен опытом и участие в международных, российских, региональных научных и научно-методических конференциях по проблемам доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3.2.Структура Центра:

3.2.1. организационная структура Центра строится в соответствии с содержанием основных направлений его деятельности;

3.2.2. структура и штатная численность Центра утверждается приказом ЮФУ, согласуется с курирующим деятельность центра проректором;

3.2.3. Центр имеет в своём составе научно-организационный, диагностико-аналитический и учебно-методический секторы

3.3. Функции секторов:

3.3.1 Научно-организационный сектор:

разработка и апробация технологий в сфере инклюзивного образования;

организация и проведение семинаров, конференций, совещаний;

анализ и оценка информационной и учебно-методической базы;

подготовка и публикация научно-методических материалов по проблемам инклюзивного образования;

разработка образовательных программ в области инклюзивного образования;

осуществление инновационной деятельности с целью продвижения научных исследований и разработок в области инклюзивного образования и их практического использования для создания конкурентоспособного наукоемкого продукта;

расширение имеющихся научных связей с российскими и зарубежными научно-образовательными центрами.

3.3.2. Диагностико-аналитический сектор:

разработка нормативно-правовой базы Центра;

оценка перспективных направлений развития деятельности Центра; информационная поддержка и наполнение сайта Центра; мониторинг образовательного процесса с использованием тьюторских практик в университете.

3.3.3. Учебно-методический сектор:

участие в образовательной деятельности, направленной на подготовку специалистов высшей квалификации путем вовлечения в деятельность центра научных сотрудников, преподавателей и студентов, с целью интеграции научных исследований в области инклюзивного образования;

переподготовка и повышение квалификации работников системы инклюзивного образования;

разработка и проведение тренингов и семинаров по проблемам инклюзивного образования;

помощь в реализации адаптивных образовательных технологий в области инклюзивного образования.

4. Управление Центром

4.1. К компетенции ректора ЮФУ в области управления Центром относится:

-утверждение и изменение Положения о Центре;

-назначение и освобождение от должности директора Центра;

-прекращение деятельности Центра.

4.2. Непосредственное управление деятельностью Центра, по согласованию с курирующим деятельность        центра проректором, осуществляет директор Центра, назначаемый приказом ректора. Директор Центра         несет персональную ответственность за результаты деятельности Центра, сохранность, целевое                        использование переданного Центру имущества.

4.3. Директор Центра совершает следующие действия: 

-    организует деятельность Центра;

-    представляет на утверждение ректору ЮФУ проекты сметы расходов и штатного расписания Центра;

-    представляет Центр в отношениях с физическими и юридическими лицами;

-    определяет основные направления научно-образовательной и инновационной деятельности Центра в       соответствии с настоящим Положением;

-    готовит ректору предложения по направлениям деятельности Центра;

-    дает указания, обязательные для работников Центра.

5. Имущество и средства Центра

5.1 Центр функционирует на имущественной базе и производственных площадях ЮФУ. Правовой режим          этого имущества определяется законодательством РФ, Уставом Южного федерального университета.

5.2. Источниками финансирования деятельности Центра являются:

-     средства федерального бюджета, государственных программ и грантов;

-     поступления от заказчиков за выполнение договорных работ;

-     инвестиционные и инновационные средства, полученные из различных фондов, государственных и                 негосударственных организаций, в том числе и зарубежных;

-     поступления от реализации услуг населению, предприятиям и организациям;

-     средства, получаемые в качестве дохода по другим видам деятельности, не предусмотренным                         настоящим Положением и не противоречащим действующему законодательству и Уставу                                  Университета.

5.3. Оборудование, закрепленное за Центром, может быть использовано по распоряжению руководителя         Центра в решении научно- образовательных задач других подразделений ЮФУ, для внешних                           пользователей услуги Центра осуществляются на платной основе согласно Уставу ЮФУ.

6. Учет и отчетность.

    6. 1. Кадровый, бухгалтерский, статистический и другие виды учета ведутся соответствующими службами  ЮФУ.